amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

Categories:

О Еве

Знаете, я внезапно понял одну очень неприятную (для меня и для оценки Евы) вещь. Мне по большому счёту, не очень интересны мотивы страданий Синдзи (это самые близкие для меня переживания). И уж тем паче пофигу на переживания Мисато, Рей, Аски и подагру у тов. Лоренца.

Определённые интересные размышления об отказе от экскапизма из-за того, что эксапизм приносит больше страданий, чем сосуществование, есть. Но они фрагментарны, и, конечно, не составляют сериала.

При том, что персонажи прорисованы изумительно, каждый из них совершенно уникален и уж никак не может быть перепутан с другими (кроме некоторых второстепенных, вроди Юи, Майи, Акаги-старшей, массовки из школы и т.д.), они не представляют из себя центра произведения.

Вот такой парадоксальный вывод. Ева, которую я буквально до последнего момента считал в высшей степени психологичной (т.е. достигшей своего максимума в показе внутреннего мира персонажей)...

Я вынужден признать, что моменты, которые должны были бы быть наиболее важными, интересными, на самом деле смотрятся с наименьшим интересом. Это моменты "самопогружения" (да-да, прощай 25-26), моменты, когда персонажи остаются сами по себе. От этих моментов ожидается лишь ощущение, но не раздумия. Идеальным является то, как Аска лежала в разрушенном доме. 30с - полное понимание настроения - и никаких самокопаний.

В Еве основное, главное, что действительно захватывает, это не трагедия, это драма. Личные переживания персонажей являются лишь переживаниями, элементами общего настроения. (первый раз я об этом написал в районе пересмотра 16ой серии, когда в Еве ломался настрой). Общее настроение, общее повествование, построенное не на личных переживаниях, а на их сочетании, совпадении, оказывается важнее, чем раскрытие мира конкретного персонажа.

То, как раскрыты души персонажей, это важно, это поднимает уровень восприятия на тот, при котором число деталей выше, чем успеваешь заметить (т.е. появляется "экранная многогранность личности"). Это очень важно для того, чтобы при повторном просмотре оставался интерес.

Но основное в Еве - это интонация. Великолепные сейю, великолепные роли, с очень яркими диалогами, монологами, и просто с звуком голосов. Музыка, совпадающая с этими голосами, сценическое действо.

Это почти как ритуал. Он затягивает, от него не оторваться, но основное - не в мелочах, а в процессе. Надрывность сцен с участием Синдзи, обжигающие иглы Аски, извиняющаяся за Тодзи Мисато, холодный Гендо, дрожащая от испуга или отвращения Майя - это всё цветовые (эмоциональные) пятна. Они вместе дают эмоциональную волну, по которой скользишь. Это даёт ощущение, Евы. Будь его (ощущения) в Еве меньше, за кучу огрехов с недосдачей душ, несведёнкой по времени работы Ев, непонятной раскладкой по тому, кто с кем зачем гаттаится - это всё было бы губительно.

Но в реальности, когда смотришь, почти пофигу. Оно смотрится. Этого достаточно.

Для того, чтобы действительно смотреться, Ева использует всё, что можно. Конспироложество давит на одну составляющую разума, пробуждая интерес. Н/Ф составляющая, давит на вторую. Крики Синдзи, плач, голоса - дают эмоциональный фон, поддерживаемый музыкой. Графический ряд, конечно, не гиассовый, но великолепный для своего времени, цепляет взгляд, даёт усиление всего предыдущего.

Ева великолепно собирает в одну кучу лучшее, что было на момент её создания. Зародившийся психологим стал основой для построения не одного персонажа, как в большинстве современников Евы, а буквально для всех, за редким, контрастным исключением. Классические для хорошего меха идеи: боязнь робота, нежелание пилотировать его (да-да, привет UFO Robo Grendaizer), опасность, победа над которой даётся тяжелейшим боем каждый раз, секретная огранизация для сопротивления (инопланетному) захватчику. Кинематограф: ракурсы, рваное изложение сюжета. Общегайнаксовская идея: много фэнсервиса, но фэнсервиса глубоко сюжетно обоснованного (в Еве показали сиськи ВСЕХ главных героинь: Аски, Рей, Мисато, Рицку).

Разумеется, всё это было сделано на отличном уровне, во многом определив стандарты изображения подобного... Но это была тщательная компиляция того, что было вокруг (ой, почему мне ТТГЛ вспомнился?), того, что укладывалось в формат.

Я вынужден поменять своё мнение почти на 180⁰ — Ева не фрагмент общекультурный. Это глубоко внутреняя, анимешная вещь. На постороннего зрителя способная подействовать в первую очередь режисурой и рисуемым эмоциональным драматизмом.
Tags: evangelion
Subscribe

  • systemd-networkd, netlink и arp флуд

    Нереально странный баг пофикшен с помощью eBPF затычки. Для меня большой неожиданностью является реакция на него.…

  • Rust soundness

    Каждый раз, когда я сталкиваюсь с маленькими "но" в Rust'е, это ощущение тщательной продуманности. Например, простейшие fold-функции для итераторов:…

  • still_ntp

    В ходе локального мозгового штурма у меня родилась суперидея. Надо написать ntp сервер, который может отдавать указанную дату. Т.е. сказали при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • systemd-networkd, netlink и arp флуд

    Нереально странный баг пофикшен с помощью eBPF затычки. Для меня большой неожиданностью является реакция на него.…

  • Rust soundness

    Каждый раз, когда я сталкиваюсь с маленькими "но" в Rust'е, это ощущение тщательной продуманности. Например, простейшие fold-функции для итераторов:…

  • still_ntp

    В ходе локального мозгового штурма у меня родилась суперидея. Надо написать ntp сервер, который может отдавать указанную дату. Т.е. сказали при…