amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

Categories:

Эмоции в аниме.

Уже сейчас, на излёте своего интереса к аниме, я понял разницу между сериалами 80ых и 90ых. Если быть точным, разницу между НОВЫМ и СТАРЫМ стилем.

Старый стиль анимации - это стиль европейских, американских мультфильмов. Вообще, обычный стиль мультипликации. Чуть по другому рисуют лица, чуть больше комедии положений, чуть больше интересных графических решений... Но это всё лишь вариации. Основа анимации - показ персонажей и их действий тот же самый.


Но где-то на границе 80ых происходит чудо... Мне трудно сказать кто стал причиной этого чуда. То ли меха, то ли сёдзе, то ли персонально КЛАМП.

Но вместо действий и персонажей начали рисовать позы. Изображения, когда поза говорит ВСЁ о персонаже в европейской анимации обычно ограничивается злодеями, комедийными моментами и "маленькими пушистиками".

В аниме начала 90ых его сумели расширить на все эмоции персонажей. Патетика, грусть, переживание, сомнение, ненависть, отвращение, злоба, ярость, отчаяние, надежда, любовь - каждое из этих чувств обрело ярчайшую форму. Кадр, пусть плохо нарисованный, но демонстрирует эмоции персонажа. Это гротеск, гипертрофированное изображение (у талантливых авторов в меру и с чувством, у бесталанных оголтело и грубо) эмоции, переживания героя.

Японцы НАУЧИЛИСЬ изображать эмоции. Не крестиками, это как раз просто и это всего лишь одно из графических решений, на одном уровне с пульсирующим ударенным пальцем в Том-и-Джерри.

Эмоции изображаются всем - фоном, позой (о, позы это отдельный разговор, никто так не владеет искусством ПОЗОЙ героя показать его характер, как мангаки), окружением, ракурсом, "мусором на экране" (лепестки сакуры, снег и т.д.), светом, тенью. В результате, вместе с талантливой (большей частью) игрой сейю это даёт фантастический по силе эффект. Эмоции во всём. Постоянно. Всё аниме с первого и по последний кадр смена эмоций, ярких, ЯСНО ПОНЯТНЫХ каждому смотрящему, эмоций откровенных (наверное, через чур, но зато какой эффект!).

Собственно, эти эмоции и стали для меня причиной увлечения аниме. Я их ВИДЕЛ. Я нигде, никогда не видел такой яркости и образности показа эмоций. Всё, что я потом начал различать в окружающих меня вещах было менее ярким. Более точным, да, более глубоким, да. Но более ярким - НЕТ. Даже кадр, который я считаю вершиной киноискусства, кадр из Сталкера Тарковского, где показывают жену сталкера, выговаривающую своего мужа, даже этот кадр, при всей своей неверноятной силе, он уступает второсортной анимешной девочке, плачущей из-за нехорошего мальчика. По глубине, по важности - сравнивать нечего. Но вот по степени воздействия... Увы.

Для меня это была дверь в мир эмоций. В мир "настоящих чувств". Умение увидеть настоящие чувства там, где молчат, пришло позже. Так же как и умение увидеть бесчувственное там, где плачут на весь экран. Но тогда, когда я только вышел из подросткового возраста, для меня эти эмоции были чем-то феерическим, невероятным, невиданным. Нигде и никогда я не видел такой откровенности в эмоциях, такой спокойной (со стороны автора), целенаправленной демонстрации того, что испытывает человек. В европейских книгах как-то стараются заставить зрителя почувствовать что ощущает герой, заставить зрителя самому понять эти чувства.

Японцы же в "НОВОМ" стиле показали эти чувства на экране. От и до. Додумывать там нечего, думать не о чем. Остаётся лишь эмпатия тому, что показывают на экране.

Ни в одной школе анимации так не развита мимика. Причём смешно, но мимика ЛИЦА при этом почти не используется. Не даром в аниме так мало уделяют внимания липсинку. Губы, глаза сами по себе мало показывают (в отличие от диснея, у которого гримаса лица, фактически, и делает эмоцию героя). Ракурсы, переходы между относительно примитивными выражениями лиц, позы, это и есть основа мимики. Пластика тела героев говорит об их настроении больше, чем лицо. (А ведь традиционно, в заслугу аниме ставят тщательную проработку лиц - неправда это, заслуга аниме - "эмоциональные" тела). Хотя, на самом деле, в примитивной анимации лица, есть свои интересные моменты. Чуть сдвиг ротовой чёрточки - и у героя поменялась эмоция. При этом изменение эмоции очень ярко видно - ведь остальное лицо (в смысле, целлы) неподвижны.

Минимализм вместе с гротеском, чрезмерное акцентирование на одних деталях и полное опускание других - это и есть инструмент, которым работают аниматоры. Это и есть тот инструмент, который создаёт истиное очарование аниме, его "стиль" (стиля нет, но ведь именно эти лица, эти фигуры - и есть то, по чему "аниме" узнают).

Tags: anime
Subscribe

  • поздне-анимешное

    Один из интересных водоразделов между западной и восточной (японской, японской) культурой я вижу в районе толстовской фразы "Все счастливые семьи…

  • berserk 2017

    Внезапно, если кто не заметил, уже аж 4 серии нового сезона. И он не менее офигенен, чем предыдущий. При том, что местами анимация провисает, история…

  • об обязательности длинноногости анимешных персонажей

    Простая математика: 1) Если лобок не является геометрическим центром тела, оно выглядит искажённым. Либо непропорционально большое туловище с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment