amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

sasami@ganbaranai

С приходом Шафта в аниме случилась ползучая пост-постмодернистская революция. Этакий Пелевин, играющий словами и смыслами.

Итогом стало некоторое затемнение гайнаксовского понимания постмодерна (Karekano/Furikuri/Recute/TTGL) и замена его на шафтовское понимание.

Сказать честно, я гайнаксовский больше люблю. В нём больше непосредственности и красоты. Эротичность (если таковая появляется) у гайнакса настоящая, а у Шафта - рафинировано-академическая. Комедийность у гайнакса проходит на бравурной ноте, заканчивающейся иногда минорным вздохом (единственного здорового в этой психушке), а у Шафта - в тишине, когда произнесённая шутка заворачивается в формат и отправляется на аппробацию зрителю. При этом у гайнакса есть прямой выход на настоящие чувства, которые мгновенно нивелируют любое постмодернистское окружение (или, наоборот, усиливают?), а у Шафта этого нет. У них человеческие эмоции ровно так же фасуются и отправляются на аппробацию. Без какого либо слияния с зрителем.

Одной из форм пост-модерна является разрушение четвёртой стены (отделяющей зрителя от сцены), так вот, у шафта - эта стена двухслойная с армированием. Никогда не пробиваемая и никогда не вызывающая сопереживания. [никогда не говори никогда, ибо Мадока...]. Но всё-таки, в большинстве случаев - академическая рафинированность.

Кстати, придумал её не шафт. Впервые я её вспоминаю в Boukyaku no Senritsu, где впервые я увидел порционное ролевое этти (тогда меня это невероятно восхитило - ибо тогда ещё не было сцены чистки зубов из нисемоногатари), там же была порционная ролевая скорбь и трагедия (но там не выдерживали шафтовской строгости формата).

Впрочем, в сабжу.

Оно всё вызывает смешанное ощущение, когда одновременно хочется бросить смотреть, сохраняется интерес к происходящему и проходит третьим планом общее восхищение композицией и отдельными сценами.

Это "шафтовское аниме". Которое совсем никак не соотносится с аниме 90ых и первой половины 2000ых, которое принесло новые цвета, новый стиль и новый формат...

Пожалуй, надо сказать, что вот эта кристально чистая, нейтральная артикуляция, выводящая происходящее не просто "внутрь сцены" (в противоположность к "вынос происходящего со сцены к зрителю"), но упаковывающая сцену в двойную, тройную оболочку, вышла за пределы только Шафта. Да-да, я про jinrui. Который не шафт (и совсем не соответствует визуальному стилю Шафта), но которое переняло у оного шафта стилистическую форму абстрактного мультимедийного монолога.


Основное, что теряется в шафтовском стиле - задорность. Множество харкдорных отаку-комедий было задорными...

С другой стороны, можно ли требовать genki от сериала с ganbaranai в названии?
Tags: anime, ongoing, история аниме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments