amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

Эволюция человека

Где-то на элементах писали, что разница между мозгом шимпанзе и человека в том, что человек продолжает учиться после 6 лет, не застывая в развитии.

Мне кажется, что текущие изменения в некоторых индустриях, которые заставляют в штатном профессиональном режиме, без всякого "звёзды хватать" продолжать учиться непрерывно, в каком-то смысле продолжают эту тенденцию. Вместо завершения обучения (типа, после этого человек наученный начинает работать по своим знаниям и работает до пенсии) человек продолжает учиться. И это не только рост квалификации, что было ожидаемо и приветствовалось и в прошлые эпохи, но это и постоянное обучение новым вещам. Новым - в том смысле, что приходится перестраивать базовую терминологию, осваивать, практически, с нуля.

Я, конечно, сильно предвзят и сужу по окружению (которое как-никак всё-таки не "средней руки админы/программисты"), но всё-таки мне кажется, что тренд на непрерывное обучение без каких-либо поблажек и скидок на возраст/опыт/стаж - это общий тренд человечества.

Таким образом, даже Винж, со своим описанием "школ переподготовки бывших маразматиков" не до конца улавливает тренд.

Тренд - не в том, что "знания устаревают", а в том, что "знаний никогда не бывает достаточно". И не в категории высших достижений, а в обыденной жизни, на самом что ни на есть среднем уровне.

Возможно, можно даже чуть экстраполировать в будущее, когда даже когда "профессии без квалификации" будут требовать от человека деятельного обучения. Частичные следы этого уже можно видеть: тётка на кассе в окее (в ходе обсуждения какой-то мелочи) сказала, что "так им на последнем обучении сказали", из чего я сделал вывод, что во-первых их всех учат, а во-вторых это процесс регулярный.

Лёгкая экстраполяция позволяет себе представить, что даже на малоквалифицированных рабочих местах надо будет непрерывно учиться. Точнее, произойдёт дальнейшее расслоение на совсем "необучаемых" и "чуть-чуть обучаемых", и экономический перекос заставит всё большее и большее число людей (против своей воли) продолжать учиться.

Очевидно, что как все вещи, которые доходят до дна, это превратится в пародию на саму себя - никаких высоких достижений и взрывов креативности там не будет, но общее давление будет смещаться с индустриальной пригодности (строгое соблюдение графика, инструкций, блок-схем ответа клиентов и т.д.) в сторону пост-индустриальной креативности (повторю, с поправкой на обстоятельства). Условно говоря, в какой-то момент уборщица будет больше тыкать кнопок, чем возить тряпкой. Это уже так - любая домработница владеет навыками нескольких десятков технических изделий той или иной степени автоматизации.

Играя в футуриста, можно представить себе домработницу, задачей которой будет не столько собрать разбросанные вещи и помыть пол, сколько следить за гармоничным сосуществованием всех компонентов умного дома. Со всеми вытекающими из этого нюансами сопряжения климатических датчиков с системой вентиляции, встраиваемого робота-пылесоса, автозаказа продуктов холодильником и т.д. Это звучит как должность "сервисного инженера", но в рамках "все учатся", вполне возможно, что это будет обязанность домработниц. А сервисные инженеры (то есть те домработницы, которые очень хорошо учились) будут получать такие деньги и обслуживать такой сложности небоскрёбы, что домой таких приглашать не будут (вот вам и альтернативная карьерная траектория).

Аналогично с персоналом магазинов - в какой-то момент уровень автоматизации начнёт требовать от них всё большего и большего "высокого полёта". И те, кто летает низенько и недалеко - будут командовать как-то чем-то, а те, кто взлетит повыше - будут вылетать на карьерном лифте (тут просыпается пессимист) до уровня свей некомпететности. Что (тут просыпается оптимист) исправляемо посредством постоянного принудждения (общественно-экномическим давлением) к обучению.

Таким образом, ресурс развития человечества в данном случае - не столько в увеличении срока обучения, сколько перевод жизни в состояние непрерывного обучения, включая агрессивное самообучение.

Это, в свою очередь, может сильно поменять формат "попадания на работу". Например, можно представить себе, что часть работы с лёгкостью может быть переложена на молодых 18-20 летних, которые пока мало знают, но подают большие надежды.

А заглядывая чуть дальше - почему не 12 летние? Если он быстро научился и может делать (например, на удалёнке) есть ли хоть одна причина, почему 12-летний не может делать то, что делает 18-летний? Таким образом, острое деление "обучение-работа" начнёт размываться. Сначала (уже происходит) размытие понятия работа (больше обучение, чем работа), а потом и в обратную сторону (частично работа, а не обучение).
Tags: футуризм
Subscribe

  • eoe

    Свежая интерпретация Всей силы Синдзика как бога хватило на то, чтобы в новом мире Аска погладила его по щеке, вместо того, чтобы сказать "нет" на…

  • отакование

    Я думал, я с этим завязал. Совсем. Ан, нет, былое в крови, всё помнится. Чем отаковал? Ну чем можно отаковать в последние 18 лет? Разумеется, евой.…

  • you can not redo

    Думал ничего не писать, но всё-таки Ева, никак нельзя игнорировать. Главное, что растерялось в новой истории - это обстоятельность. Тонкость и…

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

  • eoe

    Свежая интерпретация Всей силы Синдзика как бога хватило на то, чтобы в новом мире Аска погладила его по щеке, вместо того, чтобы сказать "нет" на…

  • отакование

    Я думал, я с этим завязал. Совсем. Ан, нет, былое в крови, всё помнится. Чем отаковал? Ну чем можно отаковать в последние 18 лет? Разумеется, евой.…

  • you can not redo

    Думал ничего не писать, но всё-таки Ева, никак нельзя игнорировать. Главное, что растерялось в новой истории - это обстоятельность. Тонкость и…