amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

рисовально-говорильное

С одной стороны, я научился рисовать хоть как-то. То есть я достиг уровня, когда inanimate objects хорошо опознаваемы в рисунке (то есть я вижу, что нужно рисовать). Я всё ещё затрудняюсь с изображением пластичных форм (ага, ага, опознаваемые человеки для меня всё ещё недостижимый уровень).

То есть я "понял как рисовать". Мозгами и той частью, которой я обычно думаю в профессии.

В то же время я не могу нарисовать кубик так, чтобы его принял преподаватель академического рисунка, да, и, признаемся, так, чтобы самому себе сказать "ну один-в-один". У этого есть несколько причин:

1) Руки из жопы. Я их разгибаю по чуть-чуть, но что толку от разогнутых рук, которые растут из жопы? Я эту мысль раскрою чуть-чуть ниже.
2) Проблема с глазомером. Я страдаю ровно тем, чем страдают все новички - я цепляюсь за "как деталь выглядит в сравнении с другими деталями". Очевидно, что если я на каждом этапе допускаю 5% ошибку, то через 20 деталей ошибка зашкалит за 200%, то есть "ничего толком не получится". Рациональная часть мозга мне напоминает, что надо всегда думать об общем, то есть ухватывать общий контур, соотношение и положение "деталей" относительно общего, но вот до исполнительной части эта мысль доходит с трудом.
3) Подверженность иллюзиям. Если я вижу вертикальную/горизонтальную линию, то я знаю, что эта линия вертикальная/горизонтальная, и так её и рисую. Очевидно, что при этом любые намёки на проекцию или ракурс умирают со стоном. Местами я про это вспоминаю, и силком себя заставляю, но во все остальные моменты я веду линию не так и не туда.
4) Не способность видеть малые углы (например, едва заметная трёхточечная проекция, где угол наклона прямых порядка 1-2°). Я не знаю, есть ли такая способность у хороших художников, или они компенсируют это размышлениями о конструкции, но для меня единственный метод освоить этот вопрос - это освоить конструкцию (то есть когда объект дорисовывается по тому, как он "должен быть", а не как видит глаз, а по глазомеру берутся только основные проекции). Фактически, мои мучения с кубиком - это начало освоения конструкции. Оно звучит тривиально в условиях "правителя и компаса" и прочей начертательщины, но попробуйте её же сделать от руки, да ещё с оглядкой на реальный объект...

Подробнее про "руки из жопы". Я про это уже писал - низкая разрешательная способность руки. Определяется она просто: ставим две случайные точки на бумаге и пытаемся нарисовать линию, их соединяющую. Для начала прямую, хотя задача легко расширяется до кривых 2-3 порядка (читай, два изгиба). Это основа хорошего штриха и движения. Для оценки разрешательной способности надо учитывать только цельные линии (то есть не составные). Наиболее точной метрикой является расстояние, на котором отклонение линии от задуманной выходит за ширину линии. Причём не в "лучшей из линий", а, например, в 75% случаев. Или хотя бы 50%. То есть берёте, рисуете сто линий, считаете, сколько успешно. Если меньше 50, уменьшаете расстояние. Я не могу точно сказать своё, но оно порядка 3-5 см, что и объясняет "wobbly" линии на рисунке. Иногда я могу удачно провести линию на расстояние в сантиметров 10-15, но редко. Ещё одной проблемой является то, что точность сильно плавает в зависимости от направления линии, до такой степени, что возникает желание нарисовать не ту линию, которую надо, а ту линию, которую могу. Очевидно, это желание удавливается, но всё равно чуть-чуть пролазит, потому что не всегда шевельнётся рука удалить отличную хорошую линию, которая "чуть-чуть отклонилась" и возникает желание "под неё" перерисовать всё остальное.

Я понимаю, что сейчас подбегут товарищи и раскажут мне, что настоящему художнику это и не нужно, для прямых линий есть линейка. Разумеется, есть. И прямая линия - лишь частный случай "контролировать карандаш". Потому что нет линейки для выразительного штриха в наброске. А если рука не контролируется, то никакого выразительного штриха не будет, а будет мучительное муравьиным шагом уточнение того, что криво намерял кривой глазомер. Welcome to nube hell, так сказать.

Так вот, именно на этих вопросах я сейчас и хочу сконцентрироваться. Это не отменяет скетчей "как попало кого попало где попало". Идёшь и рисуешь. Криво-косо, но рисуешь. Наваливающийся при этом стресс и одинокие удачные линии очень а) мотивируют, б) помогают.

Олег мне говорит "рано наброски делать", хотя я (лично) считаю, что никогда не рано. Пусть это будет что-то, где едва угадывается человек. Если один из 30 набросков будет хотя бы примерно похож - это уже ачивмент. Потому что тренировка "думать о движении", "разбираться в ситуации" - это всё капает на общий счёт.

Есть вероятность застрять в ошибках, да. Но лично я всё ещё на том уровне, на котором для меня это слишком неизвестная область, чтобы "застревать в ошибках". Да и для исправления застарелых ошибок как раз строго модерируемый базовый курс и нужен. На фронтире я уже пытаюсь ухватить фигуру (пытаюсь и не получается, но что-то мазюкаю), а в тылах медленно продвигается академический рисунок. В моём ожидании, если Олег скажет "терпимо" на кубик, то я его научился рисовать, и дальше тихо продвигаюсь на следующие фигуры. К моменту окончания геометрического курса я ожидаю, что я точно и всегда смогу рисовать на приемлимом уровне это. И как получится всё, что лучше.

Ещё одно наблюдение: меня кидает из стороны в сторону - от "точно рисовать любой ценой", до "рисовать свободно до любой точности". Насколько я полагаю, это обе крайности, и они должны по чуть-чуть сходиться к "рисовать точно и свободно", с вариациями в каждую из сторон, без резкого разрыва (сводим предел сверху к пределу снизу и получаем гладкую функцию).
Tags: drawing
Subscribe

  • апгрейдовое

    А вот шифрованный home я переносил вообще ленивым образом - тупо сделал dd для раздела и поправил путь к устройству для кастомного pam_exec-скрипта.…

  • VM VS baremetal

    Наконец-таки у меня появились цифры для обсуждения этого вопроса в отрыве от IO. Известно, что IO на виртуалках всегда медленее, чем на bare-metal, и…

  • (no subject)

    206761 – escape codes in network interface names causes chaos bugzilla.kernel.org echo -e '\x1B[2J'|xargs -I I sudo ip link add I type dummy…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments