amarao (amarao_san) wrote,
amarao
amarao_san

Categories:

рисовальное - рассуждения о ДД

Фотографы знают боль с динамическим диапазоном (ДД). Боль в основном от того, что они часто не могут контролировать ДД картинки и делать его близким к ДД медиума.

Есть интуитивная идея, что художник контролирует ДД того, что рисует. Он же рисует! Но это компенсируется тем, что у карандаша есть всего несколько градаций яркости (без учёта штриховки и толщины линий, примерно 3-4, определяющихся тем, как глубоко графит пристаёт к впадинам на бумаге). Представьте себе фотоаппарат, у которого 2 бита.

Я специально сейчас оставляю техники расширения ДД (передача полутонов шрихом) за рассмотрением - это аналогично диттерингу у цифровых носителей.

Итак, у нас есть 4 тона для передачи всего (пять - с учётом "не рисовать вообще"). Достаточно ли этого для средней картинки? Ну, давайте считать. Света - один тон. Тени - один тон. Полутона - 2 тона. Плюс "не рисовать для бликов". Бедненько? Бедненько. Можно таким рисовать? Более чем.

Как только художник разложил картинку на света-полутона-тени, так эта картинка ожила.

На самом деле считается, что художник должен уметь делать 10 оттенков серого карандашом. В этом случае расклад становится вообще восхитительным - у вас есть три тона для тени (можно показать полную тень, основную тень и рефлекс), три тона для светов (плюс пустое место для бликов) - можно показать самозасветку и форму - даже в светах, и аналогично для полутонов.

Но даже эти 10 тонов не достаточны для того, чтобы нарисовать яблоко "просто так". Почему? Потому что если обычное яблоко разобрать по тонам, то оно всё будет "примерно в полутонах". Там нет ничего чёрного, нет ничего особо белого. Как быть?

В этот момент как раз и должно произойти разложение картинки на света и тени. Света и тени - это не абсолютные категории, а относительные. Если что-то находится в очень яркой тени (например, белая кружка на белом столе в белой комнате с лампой, которая светит в потолок), то разница между "тенью" и "светом" будет в обычной RGB модели, ну... в диапазоне от 200 до 220, например. Если мы это напрямую мапнем на доступные тона карандаша, то получим, что оно находится где-то на границе между светами полутонами. Причём очень близко. И с некоторыми матюгами мы можем выдавить из себя полутон между ними, и рисовать в этих двух тонах. Будет очень неудобно, много ошибок, а результат будет... Я попытался найти пример среди своих рисунков, но я обычно старательно вытягиваю их потом в редакторе, так что в цифровом виде не нашёл. Просто поверьте, очень бледно. Едва что-то заметное карандашом порисовано.

Соответственно, нужно делать то, что делают фотографы с ДД - tone remapping. Мы говорим, что самый тёмный тон в тени - это тень. А тень мы рисуем... Да, жирно и тёмно. А самый светлый - почти невидимо.

Обычная ошибка при этом идёт в районе выбора градаций, потому что если кружка реально светлая, то её основная часть будет в самых светлых тонах. Но деление тень/свет - оно при всей своей условности - единственный метод сохранить рисунок. Если тень - она тёмная. Темнее, чем все полутона. Если свет - светлая. Светлее полутонов.

А если на рисунке нет всех оттенков (может быть, кроме самого жирного, который с металлическим блеском), то это означает, что какая-то часть рисунка, которая могла быть нарисована, либо:

а) нарисована с нарушением тонов (например, использовали полутона для рефлекса в тени)
б) не нарисована (слишком слабое различие, не могу нарисовать)
в) показана штрихами одного тона и разной частоты. Это лучший из трёх вариантов, но он снижает разрешение картинки. Сильно. Не говоря уже про титаническое бесполезное усложнение процесса рисования.

Tl;dr; видишь тень - мазюкай жёстче.
Tags: drawing
Subscribe

  • innernet

    Кто-то с ним работал? https://blog.tonari.no/introducing-innernet Пока что по описанию оно звучит как офигенно.

  • ансибло-философия

    А вот я хочу продолжить думать умное про ансибл, ci/cd и прочую рабочую фигню между гитом и сервером. Классическое программирование стремится…

  • positive nagging

    Для повышения морали в коллективе было решено запретить токсичные и негативные сообщения в чате. Теперь все сообщения в чате выглядят так: Resolved…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment